Цифровая трансформация и забота о сотрудниках — какие проекты вышли в финал Премии HR-бренд 2021
14 марта 2022•
18 021
Даже в мире с нарастающей неопределенностью всегда найдется островок стабильности: как показал пандемийный период, компании ищут возможности не только поддерживать сотрудников, улучшать процессы и трансформировать HR-функцию на благо всей компании, но и отвечать на вызовы времени. Публикуем список финалистов Премии HR-бренд 2021, а заодно — комментарии участников экспертного совета, что было, что будет и чем успокоится сердце HR-специалистов в 2022 году.
⏱ Время прочтения — 18 минут
Каждый год hh.ru оглашает список победителей Премии HR-бренд. В этом году мы приняли решение перенести церемонию награждения лучших HR-проектов на осень. Однако финалисты уже известны— это компании, за HR-проектами которых стоит следить, чтобы быть в тренде и вдохновляться их визионерским видением. Есть в этом списке и «ветераны» — те, кто каждый год находит новые подходы, инструменты, формы для воплощения самых креативных HR-идей для достижения конкретных бизнес-результатов, и новые имена. Несмотря на разность отраслей, размеров бюджетов и задач, объединяет их гораздо больше, чем звание лучших в своих номинациях. Как показал второй год пандемии и непрекращающихся коронавирусных волн, эти компании способны на реальный результат, как бы ни штормило на рынке при ограниченных возможностях, а это в нынешних реалиях особенно ценно и важно.
В этом году мы решили посмотреть на 54 проекта, вышедших в финал Премии, сквозь призму восприятия экспертов — профессионалов, чьи имена знают и уважают в HR-сообществе. По ним судим о том, что уже вошло в историю HR, где главной проблемой была нехватка кадров и чего ждать от будущего. Напомним, список финалистов сформировался, исходя из оценок экспертного совета. Причем сами номинанты влияли на то, кто войдет в состав совета и жюри. Каждая компания могла порекомендовать того самого идеального судью из HR-мира, которому она доверяет. Более подробно о механике рассказала Нина Осовицкая, идейный вдохновитель Премии, директор Бренд-центра hh.ru.
У каждого проекта — своя номинация. За нее отвечал круг экспертов из 6–8 человек. Правда, о командной оценке речь не идет — каждый HR-эксперт самостоятельно определял ценность проекта по шкале от 0 до 1 балла, где 1 балл давал шанс на выход в финал, а 0 баллов требовали написать веское обоснование, чего же все-таки не хватило для победы на первом этапе. Критерии оценки известны всем — и участникам экспертного совета, и членам жюри, и номинантам. В приоритете актуальность замысла проекта, современность методов его реализации и эффективность.
И еще немного деталей, чтобы процесс оценки был более понятным и прозрачным не только для непосредственных участников Премии, но и для тех, кто следит за развитием событий: количество финалистов в каждой номинации пропорционально количеству участников. Рассмотрим на конкретном примере: если на номинацию «Мир» подадут больше заявок, чем на «Федерацию», то и финалистов в этой категории будет больше. Но, как признают сами эксперты, объективно достойных проектов с каждым годом становится всё больше, а победитель только один, поэтому статус финалиста Премии — это уже высокий результат, признание проекта российским HR-сообществом.
Следующий шаг — оценка проектов финалистов членами жюри, а осенью 2022 года страна узнает своих HR-героев.
Итак, представляем финалистов Премии HR-Бренд 2021.
● Номинация «Мир»
Coca-Cola HBC Россия
PepsiCo
Perfetti Van Melle
Softline International
Группа НЛМК
«Макдоналдс»
● Номинация «Федерация»
Coca-Cola HBC Россия
PepsiCo
SOKOLOV
VK
Альфа-Банк
Банк «ФК Открытие»
«Газпром нефть»
Газпромбанк
«Группа ГАЗ»
Группа компаний «Иннотех»
Группа НЛМК
Группа «Черкизово»
«ДОМ.РФ»
МТС
Росбанк
«Ростелеком»
СИБУР Холдинг
«Улыбка радуги»
«Уралкалий»
● Номинация «Регион»
Askona Life Group
iSpring
ЕВРАЗ
«М.Видео — Эльдорадо»
НИПИГАЗ
Оператор недвижимости «Перспектива24»
«Российские железные дороги»
«Уралуголь», Группа СУЭК
● Номинация «Столица»
Газпромбанк
Группа компаний «Галс-Девелопмент»
«ДОМ.РФ»
КРОК
«Национальная Медиа Группа»
НИКАМЕД
Райффайзенбанк
СБЕР
«Союзмультфильм»
Центр занятости населения «Моя работа»
● Номинация «Малый бизнес»
BGS Group
HR Prime
Surf
СберЗвук
«Среда Обучения»
● Номинация «Северная столица»
BIOCAD
OBI Россия
Okko
Selectel
«Воздушные Ворота Северной Столицы»
Победители в специальных номинациях будут объявлены на торжественной церемонии Премии HR-бренд, их выберет экспертная комиссия, сформированная партнерами Премии:
«Равные возможности» — специальная номинация совместно с партнером РООИ «Перспектива».
Общий уровень проектов номинантов и финалистов
«HR-специалисты научились мыслить категориями KPI, оцифровывать свою деятельность, проводить исследования, данные которых можно использовать для аргументации значимости проделанной работы. Они понимают свою роль в компании, и это заметно по уровню нынешних проектов, по описанию достигнутых результатов, — говорит Нина Осовицкая. — В номинации “Федерация” очень сильные проекты порой не выходят в финал просто потому, что конкуренция очень высока».
Ограниченные бюджеты и новые подходы к решению привычных HR-задач — то, что выделили почти все эксперты при оценке проектов в разных номинациях. Речь идет не только о точечных программах, направленных на одну конкретную «боль» в работе HR-специалиста (и спойлер — чаще всего это подбор), но и о масштабных проектах, охватывающих работу в компании, целые отрасли, сообщества. Всё более ощутима прямая связь между бизнесом и HR-функцией, на первый план выходит смысл.
Прямая речь: комментарии экспертов
Главный тренд 2021 года в HR
Цифровизация проникает во все направления работы компаний, нередко именно HRD становится лидером цифровой трансформации бизнеса. Это подтверждает и Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru, причем не обязательно за работу с персоналом в самой прогрессивной компании будет отвечать самый прогрессивный представитель HR, ровно как и наоборот.
Кроме того, всё больше размываются профессиональные компетенции самого HR-специалиста — заметно влияние ИТ, маркетинга, PR. Неопределенность заставляет HR-менеджеров думать о новых целевых аудиториях, источниках привлечения кандидатов, возможностях быть с сотрудниками на одной волне здесь и сейчас, а не там и тогда.
Прямая речь: комментарии экспертов
Прогнозы на будущее исходя из оценки проектов
С одной стороны, экспертам сейчас трудно делать какие-то прогнозы, с другой — есть очевидные тренды, которые просто так не уйдут в небытие. Достаточно вспомнить пандемийный период, который тоже оказался для многих довольно кризисным временем. Изменились привычные представления о работе. Компании задумались о том, как важна обратная связь, каким образом мотивировать сотрудников на удалёнке и как управлять эффективностью. Сейчас у людей есть очевидная потребность в поддержке, и, по мнению Нины Осовицкой, часть работодателей будут готовы ее предоставить.
И с этой оценкой соглашаются многие эксперты Премии HR-бренд.
Прямая речь: комментарии экспертов
Какие особенности и закономерности прослеживаются в отраслях
В тех отраслях, где подбор оказался наиболее сложным, уровень креатива традиционно выше. Однако всех номинантов объединяет системный подход к работе — и это важно.
Большинство экспертов говорят не столько об отраслевых различиях в проектах, сколько об общем фокусе на обучении сотрудников, формировании кадрового резерва и института амбассадорства.
Прямая речь: комментарии экспертов
Для повышения узнаваемости HR-бренда работодатели используют амбассадоров: сотрудников обучают, как правильно размещать информацию о жизни в компании в интернете, как делать посты и отслеживать их эффективность, как работать над собственным брендом. В настоящее время многие кандидаты приходят из соцсетей, поэтому правильное позиционирование компании как работодателя играет большую роль в процессе привлечения соискателей.
Что в приоритете при оценке проектов
Есть понятные критерии, которых придерживались все эксперты, оценивая номинантов Премии HR-бренд. Но нельзя отрицать и влияние других факторов, которые неизбежны при сравнении проектов в одной и той же номинации. И дело не в огромных бюджетах на реализацию или в великом замысле покорить мир.
Прямая речь: комментарии экспертов
Какие отрасли бизнеса относятся к визионерам в HR в 2021 году
При ответе на этот вопрос все эксперты Премии HR-бренд были едины — это ИТ и банковский сектор, те самые отрасли экономики, которым не хватало кадров во время пандемии, и ситуация с каждым днем только усугубляется. Это заставляет HR-специалистов выходить за привычные рамки подбора, мыслить более масштабно и неординарно.
Прямая речь: комментарии экспертов
Как выглядит финалист Премии HR-бренд — портрет компании
Мы не спрашиваем, как выглядит идеальная HR-вселенная. Потому что все мы знаем, что в ней компании вкладывают инвестиции в людей, сотрудники отвечают взаимностью и приносят максимальный результат. Там проекты реализуются на раз, они эффективны, инновационны и приносят максимальную пользу бизнесу и работникам. Есть лишь один недостаток — ее не существует. Именно поэтому мы попросили экспертов сосредоточиться на реальных особенностях, которые могут выделить компанию или проект из сотен других. Кстати, Нина Осовицкая отмечает, что самые выигрышные проекты всегда видны уже на первом этапе оценки. Если никто из экспертного совета не поставил проекту 0 баллов, то очень велика вероятность, что он войдет в число победителей. Это не константа, но чаще всего мнения HR-профессионалов сходятся.
Прямая речь: комментарии экспертов
Три слагаемых успеха проектов финалистов Премии 2021 года
Пожалуй, это самый субъективный вопрос при оценке любых проектов, потому что понимание критериев успешности у каждого свое. Но все эксперты отметили, что при подаче заявки нужно думать не только о внутреннем содержании, но и о форме — о том, каким проект увидят члены жюри.
Прямая речь: комментарии экспертов
Эту идею поддержала и Нина Осовицкая, идейный вдохновитель Премии:
И пожалуй, главное слагаемое успеха при реализации любого проекта — команда. Все финалисты Премии HR-бренд вне зависимости от масштабов и уровня развития бизнеса, различий и общностей — одна большая команда, которая в самые непростые времена первой адаптируется в новых реалиях, не боится смелых решений и поддерживает не только людей, но и бизнес. Верим — будущее за этим.