Соцпакет: что, помимо зарплаты, сегодня предлагают работодатели?

Служба исследований hh.ru выяснила, насколько большую роль играет соцпакет при трудоустройстве и важна ли такая опция, как компенсация питания. В опросе hh.ru приняли участие более 200 компаний и 1814 работников и соискателей.

⏱ 10 минут полезного чтения

► Соцпакет глазами работодателя

Задачи социального пакета

Главными задачами социального пакета, по мнению опрошенных компаний, являются в равной степени удержание сотрудников и повышение их лояльности и вовлечённости (по 60% — вопрос предполагал множественный выбор). Также 55% представителей компаний полагают, что соцпакет должен способствовать повышению мотивации и производительности работников.

46% компаний формируют соцпакет с фокусом на социальную поддержку и защиту сотрудников.
42% работодателей соцпакет помогает в привлечении наиболее квалифицированных соискателей, 40% — в усилении HR-бренда компании.
В каждой пятой компании (21%) соцпакет призван работать на снижение выгорания сотрудников.
Лишь в 6% компаний перед соцпакетом не стоят конкретные задачи.

Показательно, что представители ИТ-компаний значительно чаще, чем компании из других отраслей, ставят снижение выгорания сотрудников как одну из задач социального пакета (35% в ИТ против 18% по всем сферам бизнеса). Также ИТ-компании в отличие от остальных ни разу не отметили, что у них отсутствует соцпакет или вообще какие-либо форматы мотивации сотрудников (0% против 4%).

Форматы мотивации и вознаграждения

В 2022 году компании-работодатели чаще всего формируют соцпакет из следующих компонентов:

% выбора
Материальная поддержка в разных жизненных ситуациях78%
ДМС59%
Оплата программ обучения и переквалификации58%
Предоставление ноутбука, мобильного телефона, планшета и т. д.54%
Оплата расходов на мобильную связь и интернет51%

В каждом третьем (32%) соцпакете от компании встречаются также скидки на продукцию или услуги компании и партнёров, а также страхование жизни и здоровья.
В каждой четвёртой компании работникам компенсируют питание, а также помогают с релокацией из других регионов.
Реже всего в соцпакеты включают корпоративное такси и компенсацию на занятия спортом, компенсацию бензина и служебный транспорт (авто или регулярный автобус).

На фоне разных отраслей выделяются ИТ-компании: здесь чаще, чем в остальных отраслях, есть компенсация спорта (38% против 18%). При этом в прочих отраслях существенно чаще, чем в ИТ, предоставляется служебный транспорт для сотрудников (23% против 3%).

Важность опций соцпакета

Наиболее востребованными и ценными опциями социального пакета работодатели считают ДМС (76% выбрали этот вариант), служебный транспорт (69%), компенсацию питания (66%), предоставление ноутбука, мобильного телефона, планшета (59%), а также возможность релокации сотрудников из других регионов (47%).

При этом наименее важным бонусом работодатели назвали корпоративное такси: лишь 20% опрошенных компаний отметили данную опцию как востребованную и ценную, 42% назвали её преимуществом, а ещё 38% отметили, что предоставление такой льготы сотрудникам мало на что влияет. Кроме того, особенной ценности, по мнению работодателей, не имеют скидки на продукцию или услуги компании и компаний-партнёров (31%), а также страхование жизни и здоровья (28%).

Насколько важными для сотрудников являются предоставленные опции соцпакета?
Вопрос задавался только тем, кто отметил, что опция входит в соцпакет компании

Соцпакет: что, помимо зарплаты, сегодня предлагают работодатели?

Компенсация питания

В среднем компании тратят 283 ₽ на компенсацию питания для одного сотрудника в день. Наиболее распространёнными форматами компенсации являются ежемесячная надбавка к зарплате и горячие обеды в офисе или на предприятии (по 38%). С большим отрывом далее следуют карты питания в определённых кафе и ресторанах (21%) и скидки в близлежащих заведениях (11%). Часть компаний сочетает несколько видов компенсации питания в своей политике компенсаций и льгот для сотрудников.

Очень немногие компании, которые предоставляют компенсацию питания, готовы рассмотреть смену текущего формата. Основными условиями для этого являются снижение затрат за счёт условий сотрудничества с новым подрядчиком либо снижение налоговой нагрузки, а также за счёт обеспечения широкого разнообразия служб доставки и предлагаемых блюд. В свою очередь, компании, которые не готовы менять формат предоставления питания (таких большинство) для своих сотрудников, обосновывают это снижением достигнутого уровня комфорта для сотрудников, необходимостью дополнительных расходов, ресурсов на администрирование и более ограниченным выбором блюд.

Причины отсутствия отдельных опций соцпакета

Половина (51%) компаний, которые не предоставляют своим сотрудникам компенсацию питания, объясняют это недостатком бюджета, 28% считают, что в соцпакете есть более актуальные опции, 24% отказываются от этого из-за организационных сложностей, 21% — из-за сложностей администрирования и недостатка ресурсов.

Отсутствие опции корпоративного такси в соцпакете 30% объясняют недостатком бюджета, ещё столько же работодателей считают, что у сотрудников в этом просто нет потребности. Кроме того, 27% предлагают корпоративное такси некоторым категориям сотрудников, но не большинству.

Отказ от компенсации транспортных расходов работодатели объясняют схожим образом: 32% говорят, что на это недостаточно бюджета, 23% — что в этом нет необходимости. 35% компаний компенсируют затраты на транспорт только некоторым работникам.

Почему на данный момент вы не предоставляете корпоративное такси, компенсацию питания и транспортных расходов своим сотрудникам?

Соцпакет: что, помимо зарплаты, сегодня предлагают работодатели?

► Соцпакет глазами работника

Среди самых важных опций, входящих в соцпакет в компании-работодателе, сами сотрудники назвали ДМС (69%), оплату программ обучения и переквалификации (58%), страхование жизни и здоровья (56%), компенсацию бензина и предоставление техники (по 54%).

Последующие опции, которые сотрудники характеризовали как востребованные и ценные (must have): служебный транспорт, материальная поддержка в разных жизненных ситуациях (по 52%), компенсация транспорта (51%) и т. д.

Скидки на продукцию или услуги компании и компаний-партнёров — наименее важная для сотрудников составляющая соцпакета. Лишь 19% опрошенных компаний отметили данную опцию как востребованную и ценную, 43% назвали преимуществом, а ещё 38% отметили, что предоставление такой льготы сотрудникам мало на что влияет.

Важность опций, входящих в соцпакет на текущем месте работы

Соцпакет: что, помимо зарплаты, сегодня предлагают работодатели?

Соискатели чаще, чем работодатели, называли востребованными такие опции, как страхование жизни (56% против 32%), оплата программ обучения (58% против 46%) и корпоративное такси (38% против 20%).

Важность опции при выборе работодателя (то, что точно и, скорее, важно работникам):

— Компенсация питания

Сотрудники на гибридном формате работы значительно чаще, чем в среднем по опрошенной аудитории, отмечали данный фактор как оказывающий влияние на выбор нового места работы (69% против 62%), сотрудники на удалённом формате делали это значительно реже (55% против 62%).
Производственные специалисты существенно чаще выделяли данный фактор как важный (71% против 62%), сотрудники из маркетинговой сферы (51% против 62%) и топ-менеджмент (42% против 62%) — существенно реже.

— Корпоративное такси

Жители УФО значительно чаще жителей других регионов отмечали, что корпоративное такси важно для них при выборе работы (58% против 48%). Также данная опция значительно важнее для молодых соискателей (18–25 лет) (61% против 48%), для женщин (52% против 48%), для начинающих специалистов (55% против 48%) и для специалистов из маркетинговой области (59% против 48%).
Сотрудники из ИТ-компаний реже остальных отмечали важность в сравнении с другими отраслями (39% против 48%).

— Компенсация бензина

При выборе работодателя данная опция значительно важнее, чем по опрошенной аудитории в целом, для жителей ЦФО (48% против 39%), для мужчин (44% против 39%), для руководителей (50% против 39%) и топ-менеджмента (58% против 39%), а также для сотрудников из строительной и транспортной (по 53% против 39%) сфер.
Жители столицы с прилежащими областями придают данной опции меньше значения (32% против 39%), также компенсация бензина меньше интересует ИТ-специалистов (29% против 39%) и работающих удалённо (32% против 39%).

— Компенсация каршеринга

Соискатели из строительной сферы значительно чаще остальных указывают компенсацию каршеринга важной для себя опцией при выборе работодателя (31% против 22%). Данная опция значительно менее важна для жителей ПФО (17% против 22%) и для соискателей старше 45 лет (17% против 22%).

— Доступ к стриминговым сервисам

Чем моложе соискатели, тем важнее для них данная опция (25% — 18–25 лет, 19% — 25–30 лет против 12%). Соискатели более старшего возраста, напротив, значительно реже остальных отмечали важность доступа к стриминговым сервисам (7% — 36–40 лет, 5% — 41–45 лет, 4% — старше 45 лет против 12%).
Данная опция значительно важнее для ИТ (17% против 12%) и маркетинговых специалистов (20% против 12%).

В целом топ-3, как текущих, так и желаемых форматов питания, включает одинаковые позиции. Доля желающих ежемесячной прибавки к зарплате в два раза превышает долю тех, кому такая опция предоставляется (70% против 35%). Схожая ситуация складывается и относительно карт питания в определённых заведениях (30% против 14%). Наиболее сбалансированы данные показатели для опции горячих обедов в офисе — разрыв между желающими и получающими данную опцию минимален (53% против 45%).

Региональные, возрастные и профессиональные различия

Столичным работникам значительно реже, чем в среднем по стране, предоставляют в качестве компенсации питания горячие обеды в офисе (27% против 45%). В целом работники из Москвы чаще заинтересованы в ежемесячной надбавке как наиболее оптимальном формате компенсации (77% против 70%).

Чем моложе соискатели, тем больше они заинтересованы в ежемесячной сумме на балансе онлайн-доставки еды (38% — начинающие специалисты, 47% — 18–25 лет, 44% — 25–30 лет, 35% — 31–35 лет — против 29% в среднем). Самые молодые соискатели (18–25 лет) также значительно чаще остальных отмечали скидки в кафе и ресторанах (24% против 18%), а соискатели в возрасте 31–35 лет — горячие обеды в офисе/на предприятии (59% против 53%). Соискатели старше 35 лет значительно реже отмечают ежемесячную сумму на балансе онлайн-доставки еды в качестве оптимальной опции.

Сотрудники банковской (38% против 29%), ИТ (38% против 29%) и маркетинговой (45% против 29%) областей чаще остальных отмечали желаемой опцией ежемесячную сумму на балансе онлайн-доставки еды, ИТ-специалисты также чаще отмечали скидки в близлежащих заведениях (24% против 18%). ИТ (45% против 53%) и маркетинговые специалисты (35% против 53%) значительно меньше, чем в среднем по выборке, заинтересованы в горячих обедах в офисе.

Для сотрудников из сферы продаж ежемесячная надбавка к зарплате значительно комфортнее в качестве компенсации, чем для выборки в целом (75% против 70%).

В зависимости от формата работы ожидаемо превалируют разные предпочтения: сотрудники на удалённой работе реже остальных отмечали как желаемый формат компенсации горячие обеды в офисе/на предприятии (42% против 53%), чаще — ежемесячную сумму на балансе онлайн-доставки еды (39% против 29%). Обратная ситуация сложилась для сотрудников в офисах: горячие обеды их интересуют значительно чаще (58% против 53%), сумма на балансе онлайн-доставок — значительно реже (25% против 29%).

В среднем соискатели отмечали, что получают около 367 ₽ в день в качестве компенсации питания. Четверть опрошенных соискателей получает менее 200 ₽ в день, ещё четверть — более 500 ₽ в день.

Оптимальные бюджеты на питание по мнению соискателей

В среднем соискатели отмечали сумму в 454 ₽ как оптимальную для компенсации питания в день. Наиболее часто встречаемая названная сумма — 400 ₽. Четверть опрошенных называла значения менее 300 ₽ в день, ещё четверть — более 500 ₽ в сутки.

Все показатели, рассчитанные на основе ответов соискателей, также выше относительно данных по результату опроса работодателей.

К другим статьям