Как удержать сотрудника, которого хотят схантить

Бизнес применяет разные подходы к поиску персонала. Например, чтобы быстро закрыть несколько тысяч вакансий, компании из сферы обслуживания используют массовый найм, то есть привлекают линейных сотрудников на однотипные позиции. Но такой способ не подойдёт, если компании нужны узкие специалисты, которых не так много на рынке, такие как DevOps-инженеры или аналитики данных. А после серьёзного оттока ИТ-специалистов за границу в 2022 году закрывать редкие вакансии стало ещё сложнее. Так, в январе 2023-го спрос на айтишников в России был на 63% больше, чем годом ранее. Чтобы закрывать сложные позиции, компании прибегают к хэдхантингу (от англ. headhunting — «охота за головами»). То есть ищут ключевых специалистов с определёнными навыками и стараются их заинтересовать как работодатели. По сути хэдхантинг, или хантинг, заключается в переманивании сотрудников. Разбираемся, какие меры помогут удержать работников в компании.

Один из инструментов, который хорошо работает на удержание, — удобные сервисы для сотрудников. Например, система кадрового ЭДО, которая упростит процессы даже для удалённых работников. Узнайте больше о пользе КЭДО на персональной консультации.

Как предотвратить переманивание сотрудников

Поддерживать уровень вовлечённости

Иногда понятие вовлечённости путают с удовлетворённостью. Но этот термин имеет более широкое значение.

Удовлетворённый сотрудник — это тот, кто в целом доволен своей работой. У него нет глобальных претензий к компании, он выполняет свои прямые обязанности. Но если такого сотрудника позовут в другой проект и предложат более высокую зарплату, он, скорее всего, уйдёт.

Вовлечённость же выходит за рамки работы. Это состояние, когда сотрудник интеллектуально и морально привержен компании. Вовлечённый персонал не просто выполняет свои рабочие задачи, а понимает свою роль в достижении целей бизнеса.

Как поддерживать это состояние?

1. Создать безопасную среду.

Для этого руководителям важно поощрять открытое общение с сотрудниками. Важно показать на собственном примере, что каждый будет услышан и понят. Когда компания честна с сотрудниками, они отвечают взаимностью.

2. Давать обратную связь и ценить.

Необходимо отмечать индивидуальный и командный вклад сотрудников в общее дело. Даже простое внимание может послужить серьёзной мотивацией. А конструктивная обратная связь поможет лучше справляться с задачами.

3. Инвестировать в рост сотрудников.

Это послужит показателем заинтересованности в их успехе. Интересные учебные программы, прозрачные карьерные треки и наставники среди коллег — всё это поможет сотрудникам достигать своих профессиональных целей вместе с компанией.

Предлагать достойную заработную плату

Поддержание вовлечённости — отличный способ удержания сотрудников. Однако это только один из факторов. Выгодные финансовые условия также играют важную роль в процессе удержания. Если сотруднику нравятся задачи и атмосфера в компании, но он достаточно квалифицирован, чтобы получить прибавку, — он, скорее всего, её получит в другой компании.

Чтобы удерживать хороших специалистов на позициях, важно поддерживать уровень оплаты в пределах средних показателей по рынку. Ведь лучше самому повысить зарплату сотруднику, пока это не сделал кто-то другой. Но хорошего оклада и ежегодного бонуса может быть недостаточно. Поэтому компании расширяют свой соцпакет. Сегодня узким специалистам предлагают релокацию и юридическую помощь, школы для детей, страховку для всей семьи и другие опции.

Создавать корпоративную культуру

Схантить сотрудника с низкой зарплатой из компании с отличной культурой бывает очень сложно. Если работодатель с уважением относится к балансу работы и жизни персонала, ценит разнообразие и инклюзивность, предоставляет льготы и интересуется мнением команды — персоналу будет сложно с ним расстаться.

Частью корпоративной культуры может стать активное участие сотрудников в развитии бизнеса и улучшении процессов. Ведь каждый хочет почувствовать, что его мнение важно. Позитивная атмосфера и открытость повышает продуктивность коллектива. И сотрудникам хочется возвращаться на работу.

Как относиться к хантингу и как постараться его избежать

Насколько этичен хантинг с точки зрения бизнеса и какие меры может предпринять компания, чтобы сотрудники не хотели уходить, рассказала Мария Бедрина, HRD HRlink.

Договоритесь с партнёрами
Хантингом сотрудников в той или иной степени занимаются все компании. При этом важно оценивать, откуда и когда вы переманиваете. Часто организации, которые находятся в партнёрских отношениях, договариваются не хантить друг у друга специалистов. В западной практике для этого даже принято оформлять специальное соглашение с рядом условий.

Создайте хорошие условия
Определяя своё отношение к хантингу, важно помнить: если сотруднику хорошо в компании, он, скорее всего, не согласится уйти на похожую позицию в другую организацию. Это ответственность бизнеса — создать те условия, от которых персонал не захочет отказываться. А затем отслеживать, насколько сотрудники удовлетворены. Это большая точечная работа со всеми в компании.

Оценивайте состояние сотрудников
В HRlink мы проводим ежегодный опрос для оценки вовлечённости. Так мы узнаём, насколько сотрудникам понятен их карьерный трек и цель, к которой они идут. На основе такого опроса можно понять, насколько специалист вообще готов оставаться с нами. А из того, что сейчас не устраивает сотрудников, можем сделать вывод, какие ещё условия мы можем создать.

Важная деталь — работа руководителей
Создавать доверительные отношения с коллективом — задача руководителя. В таких условиях специалист, которого захотели схантить, не побоится рассказать об этом компании. И даже если сотрудник уже принял решение уйти, у вас будет запас времени на поиск замены. А иногда в процессе честного и открытого диалога руководителю удаётся сохранить специалиста.

________
Хантинг — одна из стратегий найма, которые может применять компания. Сотрудников узких специальностей всегда не хватает. И полностью защитить свой персонал от интереса других организаций не получится. Поэтому первое, что может сделать компания для удержания сотрудников, — создать им такие условия, от которых они не захотят уходить.

Один из способов обеспечить комфорт для работников — упростить рутинные повседневные процессы. Например, перевести кадровые документы в электронный вид. Узнайте больше о пользе КЭДО для бизнеса и сотрудников на персональной консультации!

К другим статьям